[bvi]
mini

Историко-культурное наследие Ганцевичского района

Ганцевичский район богат на памятники археологии, истории архитектуры и культуры. На территории Ганцевичского района находится 94 памятников истории и культуры. В Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь внесено 26 историко-культурных ценностей. Из них недвижимых материальных – 20 (11 – памятников археологии, 8 – памятников архитектуры, 1 – памятник истории), движимых материальных – 5 (старинные иконы) и нематериальных — 1 (традиция). На Ганцевщине расположено 47 памятников воинской Славы, из них 21 воинское захоронение.

 

 

Памятники архитектуры

Наиболее яркими из памятников архитектуры являются православные церкви, католические каплицы и старинные шляхетские усадьбы.

Церковь во имя святого великомученика Георгия Победоносца в д.Большие Круговичи размещается в центре деревни. Построена на деньги местного помещика Ксаверия Обуховича в 1771 году. Первоначально, по всей видимости, была униатской, а в XIX веке переведена в православие. Храм деревянный, отдельно поставлена колокольня. Церковь является памятником деревянного зодчества. Двухсрубный храм: отдельный кубоподобный объём с трёхгранной апсидой и боковыми ризницами. В пространственной композиции доминирует высокий восьмигранный барабан с шлемоподобным куполом. Арочные оконные проёмы оформлены резными карнизами. Внутри апсиду отделяет двухъярусный иконостас на семнадцать икон.

церковь большие круговичи
Свято-Георгиевская церковь в д.Большие Круговичи

Первая церковь в д.Будча была построена в 1623 году, называлась Свято-Троицкой и по обустройству была униатской. Деньги на её строительство дали владельцы деревни Иван и Екатерина Жуки. В 1836 году она была переведена в православие.

церковь будча
Спасо-Преображенская церковь в д.Будча

Новая церковь в честь Преображения Господнего в Будче находится в центре деревни на старом закрытом кладбище. Построена в 1896 году из дерева возле того места, где находился старый сгоревший храм. Церковь – памятник деревянного зодчества. Пять срубов объединены в центрическую крестовую объёмно-пространственную композицию. Основной кубоподобный объём завершён восьмигранным барабаном с высоким шатром. Пристроенные к нему прирубы и апсиды накрыты двухскатными крышами. Три входа в храм оформлены крылечками с навесами. Вертикализм храма подчёркнут обшивкой стен, декорированных на фронтонах, фризах, плинтусах высоких оконных проёмов. В молитвенный зал широкими просветами открываются боковые приделы, апсида и притвор.

Церковь во имя святого великомученика Георгия Победоносца в аг.Чудин размещается на старом закрытом кладбище. Построена она в 1867 году из дерева вместо старой, которая стала непригодной для проведения богослужений из-за сильной обветшалости. Перед церковью поставлена одноярусная вертикально оббитая колокольня с шатровым покрытием. Церковь является памятником деревянного зодчества. Прямоугольный вытянутый по продолговатой оси сруб завершён трёхгранной апсидой, с противоположного фасада присоединяется прямоугольный притвор с крыльцом. Ярусность храму придают разновеликие двухскатные крыши срубов, центральный завершён гранёным барабаном с шатровым верхом.

церковь чудин
Свято-Гергиевская церковь в аг.Чудин

Часовня в д.Большие Круговичи построена в 1830-е годы из кирпича как усыпальница представителей рода Обуховичей, правда, по этому назначению никогда не использовалась. Памятник архитектуры неоклассицизма. Выполнена лапидарным прямоугольным в плане объёмом крутой двухскатной крышей. Плоские фасады лишены архитектурного декора, опоясаны низом простого профиля, прорезаны арочными оконными и входными проёмами. Под часовней подвал с цилиндрическим сводом.

часовня б.круговичи
Часовня в д.Большие Круговичи

Часовня Вендорффов в д.Ясенец построена в первой половине XIX века из бутового камня. Памятник архитектуры неоклассицизма, небольшое, в плане прямоугольное сооружение с полуциркульной апсидой. Стены сложены из природных и колотых камней, образуя приятные цветовые сочетания. На фасаде с массивным полуциркульным фронтоном симметрично арочному дверному проёму вмонтированы памятные гранитные таблицы. Двенадцать таблиц располагалось на боковых стенах. Перекрытие каплицы полуциркульное, в алтарной стене имеется ниша.

часовня ясенец
Часовня Вендорффов в д.Ясенец

 

«Данники Огаревичи» упоминается при ревизии пущ и переходов старинных в 1867 году. Имение известно по Инвентарю за 1697 год. Им владели Свежинские герба Порай. В начале XX века имение перешло к Опацким герба Прус. Последними владелицами были Мария Опацкая и Ирена Свежинская.

Время создания усадьбы остаётся невыясненным. По мнению польского академика Романа Афтанази – предположительно начало XIX века. Парк же значительно старше дома. Со строительством здания, видимо, во второй половине XIX века усадьба приняла эклектичные черты. Достраивалась Опацкими в 1911 году. Включала усадебный дом на четырнадцать комнат, два флигеля, парк, водную систему, хозяйственные постройки. Заложена на ровной местности. Имеет симметрично-осевую композицию, регулярную планировку. На главной оси расположена короткая въездная аллея из тополя белого. Симметрично въезду расположено два одинаковых по размерам водоёма прямоугольной формы. Въезд оформлен небольшими воротами из двух каменных пилонов, завершённых коническими крышами. За газоном на оси расположен усадебный дом. Здание небольшое, Г-образное в плане, одноэтажное с высокой крышей. К восточному фасаду пристроена полуротондра, служащая зимним садом. На парадном фасаде расположено крыльцо на четырёх колонах. Маленькое крыльцо короткого бокового объёма имеет две колоны.

усадьба в огаревичах
Усадебно-парковый комплекс Опацких в аг. Огаревичи: усадебный дом

Парк за домом спланирован в виде двух вытянутых вдоль оси боскетов. Ось симметрии на парковом партере была подчёркнута двумя елями. Замыкается ось третьим поперечным боскетом. Центральная аллея – двухрядная, боковые – однорядные. Вдоль них тропиночный маршрут был оригинально подчёркнут линией посадки цветочных растений. Боскеты служили садом. К восточному водоёму примыкала небольшая пейзажная часть усадьбы. Она отделялась от боскета формованной еловой аллеей. По периметру усадьбы была окружена простой оградой.

Западную часть усадьбы занимал большой хозяйственный двор. В 1939 году он включал двенадцать зданий для содержания скота и складирования кормов. Имелся ледник, подвал-сыроварня. Сохранилось крепкое, на цоколе, с высокими фронтонами здание амбара. Выделяется контрастным сочетанием красных кирпичных стен с побеленными карнизами, наличниками, лопатками, квадратными нишами в рамах. Над окном фронтона, обрисованного зубчатым поясом, выложена дата постройки – 1911 год. В это время была построена конюшня, на главном фасаде которой, три дверных проёма были выделены тамбурами на двух столбах, завершённых треугольными фронтонами.

Небольшая, чётко спланированная, весьма уютная усадьба с парком в результате неудачной реконструкции, выполненной в последние годы, оказалась расстроенной и потеряла усадебные черты. Дом принял вид коттеджа. Не стало боскетов. На месте парка построено хозяйственное здание.

Памятники археологии

Ганцевичская земля богата на памятники археологии – курганы и курганные могильники.

Курганы – это земляные насыпи над древними могилами умерших, обычно круглые в плане, диаметром посередине 5 — 16 метров, высотой 1 — 3 метра. В народе курганы чаще называют “копцами” и “волотовками”. Встречаются они преимущественно скоплениями. Согласно дохристианским верованиям, курганы были пристанищем умерших. Покойникам “на тот свет” ставили посуду с ритуальной едой, клали орудия труда и оружие.

Возведение курганов напрямую связано с верой в бессмертие души человека, наличие предметов в захоронениях свидетельствует о представлениях предков о потустороннем мире как об объективной реальности. Обряд погребения связан с обрядовыми действиями, которые могли довести себя до состояния экстаза, исступления, непосредственно общаться с духами и использовать их для исцеления людей от болезней, для обеспечения хорошей охоты, улова, для вызывания дождя и т.д.

курган в ур.юлино
Курган в урочище Юлино

Языческие духовные традиции оказывали глубокое воздействие на всё развитие восточнославянской культуры Средневековья. Тот факт, что вместе с покойниками клали вещи, оружие, пищу, говорит о вере в загробный мир. Совершая обряд погребения, люди, очевидно, надеялись на помощь предков через потусторонние силы в повседневной жизни и верили в то, что предки при несоблюдении обрядности могут мешать и, более того, наносить вред живому сородичу.

Памятники истории

Научная деятельность известного белорусского этнографа и фольклориста, неутомимого собирателя народных сказок Александра Козимировича Сержпутовского связана преимущественно с Полесьем. Родом из деревни Белевичи Слуцкого повета Минской губернии (сейчас Слуцкий район), однако всю жизнь он своей родиной считал Ганцевщину. Объясняется это тем, что через семь месяцев после рождения сына семья Сержпутовских переехала на хутор, который находился между деревнями Чудин и Переволоки. Сегодня это только лесное урочище Шарпутовщина.

Тут, в полесской глуши, на берегах Лани, прошло детство и юность будущего учёного. Сначала он как любитель увлёкся изучением языка, быта, духовной и материальной культуры белорусов-полешуков. Увлечение, однако, оказалось таким сильным, что позднее этнография стала делом всей жизни. Из 25 своих этнографических экспедиций восемь Алескандр Сержпутовский осуществил в Беларусь, причём первая была организована в 1906-1907 гг. в родные места, на Полесье. Только во время этой экспедиции им было собрано 800 этнографических предметов (земледельческие орудия труда, предметы жилья, домашняя утварь, одежда, ткани, вышивки, транспортные средства, бондарные и столярные изделия, инструменты рыбной ловли и пчеловодства, предметы народной медицины, музыкальные инструменты, сделано свыше 200 фотографий из быта народа). Александр Сержпутовский дважды побывал с экспедициями на Полесье. Каждый раз он навещал и отцовский хутор возле Переволок.

памятный знак сержпутовского
Памятный знак на месте дома родителей А.К.Сержпутовского в ур.Шарпутовщина, что возле д.Переволоки

«Ваша Люсинская школа была моим первым учительским местом, с которого началась моя дорога в жизнь… Я вас любил чистым юношеским сердцем, хотел помочь вам найти лучшую дорогу в жизни, лучшую чем та, по которой шли ваши деды и отцы», — писал Якуб Колас в письме жителям деревни Люсино в июне 1948 года. В Люсино писатель работал практически два года – с 1 октября 1902 по 1 сентября 1904 года. Сведения «Памятной книжки Минской дирекции народных училищ за 1902-1903 учебный год», свидетельствуют, что на то время в Люсинском училище (школе) было 37 учеников – 35 мальчиков и 2 девочки, а учителем с оплатой труда в 240 рублей был назначен Константин Михайлович Мицкевич, который окончил курс Несвижской учительской семинарии. Молодой Колас увлёкся педагогической деятельностью, целыми днями занимался с детьми в школе. В 1960-е года здание школы, в которой работал Якуб Колас, разобрали. На месте бывшей школы к 120-летию со дня рождения писателя по решению местных властей был установлен памятный знак – возведён новый фундамент и выложен венец из круглых брёвен.

памятный знак в люсино
Памятный знак в аг. Люсино на месте школы, где работал Якуб Колас