Историко-культурное наследие Министерства культуры Республики Беларусь
https://www.kultura.by/nasledie/
Ганцевичский район богат на памятники археологии, истории архитектуры и культуры. На территории Ганцевичского района находится 93 памятников истории и культуры. В Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь внесено 24 историко-культурных ценностей. Из них недвижимых материальных – 16 (7 – памятников археологии, 8 – памятников архитектуры, 1– памятник истории), движимых материальных – 5 (старинные иконы) и нематериальных — 3 (традиции, ремесло). На Ганцевщине расположено 47 памятников воинской Славы, из них 21 воинское захоронение.
Памятники архитектуры
Отличительными представителями памятников архитектуры на территории района являются православные церкви, католические часовни и стародавние шляхетские усадьбы. Стоит упомянуть церкви: Георгиевскую в Чудине, Преображенскую в Будче, Михайловскую в Наче, часовню при бывшей усадьбе Обуховичей в Больших Круговичах, а также погребальную часовню Вендорффов в Ясенце.
Отдельно из всех перечисленных памятников архитектуры можно выделить Георгиевскую церковь в Больших Круговичах. Построена она была в 1771 году как униатская на средства местного шляхтича Ксаверия Обуховича. В середине 19 века она стала православною церковью, после чего, по всей видимости, значительно перестроилась. Выполнена она из дерева в форме продолговатого креста, отдельно поставлена колокольня, внутри апсиду от основного объёма церкви отделяет двухуровневый иконостас на 17 икон.
Нельзя обойти вниманием и сохранившиеся до этого времени шляхетские усадьбы Опацких-Свежинских в Огаревичах и Подаревских в городе Ганцевичи (она размещается в урочище Горки).
Точная дата постройки усадьбы в Огаревичах неизвестна, но по суждению польского академика Романа Афтанази, она относится к началу 19 столетия. До наших дней, кроме усадебного дома, сохранилось крепкое, на прочном цоколе, здание амбара. На одном из его фронтонов из кирпича выложен год постройки – 1911.
Дата постройки усадьбы Подаревских – вторая половина 19 века. Сохранился одноэтажный дом, который сейчас используется под контору топливного хозяйства, а также остатки парка и липовая аллея.
Памятники археологии
К памятникам археологии относятся многочисленные курганы и курганные могильники, которые в преимущественном большинстве размещаются на севере района. Курганы на территории нашего края – земляные насыпи над древними могилами, по всей видимости, представителей славянских племён дреговичей. Курганы обычно округлые по форме, диаметром 5-15 метров, высотой 0,5-2,5 метров. Дата их возникновения относится к 10-13 векам. В народе курганы чаще всего называют «копцами», либо «волотовками» и связывают их с захоронениями шведских или французских солдат.
Большой вред сохранению курганов в советский период оказало сельское хозяйство, когда под увеличение площадей сельскохозяйственных угодий распахивались целые группы курганов. Например, в урочище Юлино, что поблизости от деревни Шашки, из группы в 15 насыпей сохранился, к сожалению, только один курган, причём благодаря тому, что на нём растёт древний дуб. Не менее потерпели и Малокруговичские группы курганных могильников.
Наиболее известная и исследованная группа курганов – Ясенецкая. Курганы этой группы размещаются на юг от Ясенца по обе стороны дороги на Большие Круговичи в течение 1,5-2 км. Точное количество их неизвестно, но в большинстве научных источников указывается до 100 единиц. Раскопки в этой группе проводил известный белорусский археолог-учёный, создатель археологического музея «Берестье» Пётр Лысенко.
Памятники истории
Памятники истории составляют преимущественное большинство из районного списка, и их можно разделить на две большие группы.
К первой группе относят памятники и места, связанные с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, они есть едва ли не в каждой деревне – это мемориальные памятники павшим в годы войны землякам, а также военные захоронения, для фиксации которых в Беларуси создан отдельный список Государственного учёта.
Наиболее известный и отличительный памятник из этой группы – Братская могила на площади в городе Ганцевичи. Памятник со скульптурами двух воинов и плитою с фамилиями похороненных в ней был установлен в 1956 году, а в 2000 году – к празднованию 55-летия Дня Победы в Великой Отечественной войне был заменён на новый, окованный медью, со скульптурной композицией из двух фигур.
Вторая группа – это памятники и памятные места, которые связаны с именами знаменитых людей. В 1902 году в Люсино начал свою педагогическую деятельность Якуб Колас.
На хуторе (сегодня это урочище Шарпутовщина) между Чудином и Переволоки свои детские и юношеские годы провёл известный белорусский этнограф и фольклорист Александр Сержпутовский.
В Острове родился известный белорусский поэт Михась Рудковский, соседняя Гута – родина известных литераторов Ивана Кирейчика и Владимира Марука.
Город Ганцевичи стал вторым домом для Василия Проскурова, его именем здесь названы улица и районная библиотека, а также установлены две мемориальные доски. На доме па улице Монтажников, где долгое время обитал Герой Социалистического Труда Виктор Шаповал, установлена мемориальная доска.
До празднования Дня белорусской письменности в 2011 году в городе Ганцевичи в сквере был установлен геральдический знак, а на Аллее письменности, которую венчает памятник Якубу Коласу, были увековечены наиболее известные местные литераторы.
Просмотреть Историко-культурное наследие на карте большего размера
Нематэрыяльныя гісторыка-культурныя каштоўнасці Ганцаўшчыны
Традыцыя памінання продкаў у аграгарадку Раздзялавічы Ганцавіцкага раёна
Традыцыя ўяўляе сабой зварот да продкаў з мэтай іх ушанавання, просьбай лепшага жыцця, здароў’я, добрага ўраджаю.
Штогод на могілкі “будзіць продкаў” ідуць тройчы – на другі дзень Вялікадня, на Успенне і на Дзяды.
Жанчынам-нябожчыкам вышываюць фартушкі, мужчынам – ручнікі, дзецям рыхтуюць стужкі. “Пасха валікое свято не одно для жывых, яго і ўмерлыя ждуць” – гавораць вяскоўцы.
На другі дзень Вялікадня раніцай, пасля святочнага сняданку, збіраюць у торбачку падрыхтаваныя рэчы і стравы: фарбаваныя яйкі, булку, мясныя стравы, цукеркі, салодкую з журавінамі ваду, бяруць грамнічную свечку і ўся сям’я ідзе на могілкі. Перад варотамі на могілкі перахрышчваюцца, падыходзяць да званіцы (маленькі колакал з былой царквы, які ўстаноўлены на вялікім дубе на могілках). Просяць званара: “Здрастуй, дзядзько, мы просім вас позвоніць про нашу родню, опавясціць, што прыйшлі родныя”. Ён звоніць, яму кладуцьці яйка, ці булку, ці грошы і тады ўсе ідуць да магіл сваіх родных.
На магіле гаспадара (дзеда, мужа), запальваюць свечку, выкладваюць на столік пачастункі і клічуць да стала ўсю радню. Крышачку льюць на кожную магілку салодкую ваду і прыгаворваюць: “Каб прышлі помогаць, огорода доглядаць, коб прышлі ды одказалі шчо, мо шчо забылі”, гавораць з імі, дзякуюць, што памагалі пры жыцці, навязваюць на помнікі падрыхтаваныя самаробныя рэчы. Пасля могілак збіраюцца ў хаце аднаго з прадстаўнікоў роду і працягваюць свята. Садзяцца за стол, яшчэ раз клічуць сваіх памерлых родных: “Прыходзьце до нас разом Вялікдзень святковаць”.
Другі раз ідуць на могілкі на Успенне. Раніцай устаюць, апранаюць чыстае адзенне, чытаюць малітву “Отчэ наш”, ці “Святая Багародзіца”, снедаюць. На могілкі ў гэты дзень абавязкова ідзе гаспадыня (астатнія па жаданню). У торбу складае гародніну, для таго, каб “адчытацца што за лета нагадавала”, раскладвае на столік ля магілкі родных і кажа: “Наце і вам долю вашу”.
Трэці раз памінаюць родных на Дзяды. Да абеда ідуць на “могліцы” “зваць да стала”. У гэты раз нічога на могілкі не нясуць, проста заходзяць да сваёй радні паклікаць іх у сваю хату: “Ходзеце на обед до нас, мы ўжэ готовыя, а вы ляжыце… Прыходзьце вачэраць…”. Вечарам вараць посны квас з грыбамі. На стол ставяць кашу, мёд, кісель, запальваюць свечку. Перад сном усіх памерлых яшчэ раз успамінаюць услых, прыказваюць: “Поможыце год перажыць, коб быў мірны, урожайны, коб усе здоровыя былі…”, на стале пакідаюць стравы, сярод іх – абавязкова “сыту” (салодкая вада з кавалачкамі хлеба) і ідуць класціся спаць.
Мастацтва выцінанкі Брэсцкай вобласці
(г.Брэст, аг.Чэрні Брэсцкага раёна, г.Бяроза, г.Ганцавічы, в.Дубітава Івацэвіцкага раёна, г.Камянец, , г.Кобрын, г.Лунінец, аг.Аснежыцы Пінскага раёна,, г.п.Ружаны Пружанскага раёна)
Выцінанка – накірунак мастацтва, які перарос са звычайнай занавескі на акне ў сапраўдны твор, тэматычны вобраз са сваімі сюжэтнымі лініямі, якія нярэдка адлюстроўваюць чалавечае жыццё, яго светапогляд, святы народнага і царкоўнага календара.
Мастацтва выцінанкі фарміруе пачуццё ідэнтычнасці, выконвае функцыю трансляцыі традыцый, праз тэматычныя вобразы і сюжэты, прымеркаваныя да святаў народнага і царкоўнага календара, садзейнічае павазе да культурнай разнастайнасці творчасці чалавека, з’яўляецца свайго роду асобным напрамкам мастацтва.
Найбуйнейшае адраджэнне выцінанкі на Брэстчыне пачалося ў пачатку 2000-х гадоў, калі, ужо тады, знакаміты берасцейскі майстар выцінанкі Святлана Вяль правяла шэраг майстар-класаў для работнікаў культуры вобласці, пасля чаго сцены ўстаноў культуры, а затым і вокны дамоў пачалі аздабляцца класічнымі народнымі сюжэтамі выцінанкі (дрэва жыцця, птушкі і інш.).
На сённяшні час у вобласці грунтоўна займаюцца тэхнікай “выцінанка” і перадачай яе малодшаму пакаленню каля дзесяці выбітных майстроў. З мэтай захавання і перадачы наступнаму пакаленню навыкаў выразання мастацкіх твораў з паперы, ва ўстановах культуры ў дадзеным накірунку працуюць разнастайныя клубныя фарміраванні, якія вядуць актыўную работу, каб зацікавіць моладзь і далучыць да мастацтва выцінанкі.
У ДУК “Ганцавіцкі раённы дом раместваў” гэтым відам традыцыйнага рамяства займаецца Івановіч Вольга Пятроўна.
Стравы з таркаванай бульбы – дранікі, бульбяныя бліны, бабка
і іншыя — традыцыі прыгатавання і спажывання Брэсцкай вобласці
(Баранавіцкі, Брэсцкі, Ганцавіцкі, Драгічынскі,
Іванаўскі, Кобрынскі, Пінскі, Пружанскі раёны)
Першыя звесткі пра бульбу на беларускіх землях сустракаюцца ў дакументах у 1736 годзе. Прыкладна з другой паловы ХХ ст. у традыцыях сямейнага і грамадскага харчавання замацаваліся стравы з таркаванай бульбы, а дранікі сталі сімвалам беларускай кухні. Арэал бытавання элемента з’яўляецца і Ганцавіцкі раён Брэсцкай вобласці.
Рацэпты з таркаванай бульбы, запісаныя ў 2021 г.метадыстам па ахове гісторыка-культурнай спадчыны ДУК “Ганцавіцкая раённая ЦКС” Шушко С.У.
Кандратовіч Марыя Аляксандраўна, 1950 г.н., пенсіянерка, в.Любашава, пераняла рацэпты ад сваёй бабулі Крэпчук Анастасіі Аляксандраўны, 1890 г.н.
Дранікі:
бульба – 10 шт., цыбуля – 1 шт., яйка – 1шт., мука – 2 ст.л., соль па густу, кавалачак сала (для смажання).
Бульбу абабраць, прамыць і нацерці на дробнай тарцы разам з цыбуляй (для захавання светлага колеру). Пасаліць, дабавіць яйка, муку і добра перамяшаць да аднароднай кансістэнцыі.
Патэльня змазваецца салам і выкладаецца бульбяное цеста ў выглядзе невялікіх аладак. Абсмажыць дранікі з аднаго боку прыкладна 2-3 хвіліны да з’яўлення румянай скарыначкі. Затым перавярнуць на другі бок, абсмажыць яшчэ 1-2 хвіліны.
Падаваць на стол гарачымі са смятанай або смажаным салам і цыбуляй.
Бабка:
бульба – 1 кг, сала – 200 г, цыбуля – 1 шт., соль па густу.
На патэльні смажыць мелка нарэзанае сала і цыбулю. Бульбу абабраць, прамыць і нацерці на дробнай тарцы, пасаліць, перакласці на патэльню, перамяшаць і тушыць у печцы.
Падаваць на стол гарачай са смятанай або малаком.
Занька Тамара Сяргееўна, 1975 г.н., работнік культуры, аг. Люсіна, пераняла рацэпт ад сваёй бабулі Крупеніч Фядоры Андрэеўны, 1919 г.н.
Бульбяныя бліны:
вада – 1л., мука – 400 г, дрожджы – 40 г, бульба — 5 шт., соль па густу, кавалачак сала (для смажання).
Зрабіць апару: у цёплай вадзе развесці дрожджы, дабавіць муку і пакінуць на ноч. Раніцай на дробнай тарцы нацерці бульбу, пасаліць і ўсё перамяшаць. Пакінуць на 15 хвілін. Змазаць патэльню салам і абсмажыць з двух бакоў.
Падаваць на стол гарачымі са смятанай або шкваркамі.
Административная процедура по выдаче письменного уведомления на вывоз культурных ценностей
С января 2023 года УК «Брестский областной краеведческий музей» осуществляет административную процедуру по выдаче письменного уведомления о том, что заключение (разрешительный документ) на вывоз культурных ценностей не требуется (в отношении культурных ценностей, не включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренный протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), утвержденную постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 04.01.2022 г. № 3 (в редакции постановления Министерства культуры Республики Беларусь от 20.12.2023 г. № 194).
Процедура проводится по предварительной записи. Информация об условиях и сроках осуществления процедуры, а также перечень необходимых документов размещены на официальном сайте Министерства культуры Республики Беларусь в подразделе «Управление профессионального искусства» раздела «Административные процедуры»: http://www.kultura.by/administrativnye-protsedury/
Лица, ответственные за осуществление административной процедуры:
Тарима Ирина Николаевна, заведующая филиалом «Спасенные художественные ценности» (ул.Ленина, 39), тел. (80162) 20 57 08,
e-mail:spasionka@gmail.com
Безобразова Ирина Валерьевна, ведущий научный сотрудник научно-фондового отдела (ул. Карла Маркса, 60, каб. 15), тел. (80162) 20 96 40, e-mail: brest_museum@brest.by.
Источник: сайт областного краеведческого музея